Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов деятельности. Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. То есть, человек не рождается способным к той или иной деятельности, а участием в деятельности формирует у себя способности к ней.
Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей с задатками, интересом и склонностями. Развитие школьников напрямую зависит от этих психологических качеств. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.
Но задатки – лишь предпосылки развития способностей, они являются одним, хоть и очень важным, из условий развития и формирования способностей. Благоприятная среда, воспитание и обучение способствуют раннему пробуждению задатков.
Интерес проявляется в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса. Для младших школьников предметом интереса является учебная деятельность. Развитие школьников может значительно упростится, если учитывать и использовать данную эмоцию (интереса). Однако для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:
1. Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.
2. Деятельность и развитие школьника должны быть по возможности творческими.
3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.
В аспекте стоящей перед нами проблемы нас интересовал вопрос о том, какие же факторы оказывают влияние на развитие способностей школьников. Можно выделить следующие факторы:
1 Исходная предпосылка – врожденные задатки.
2 Время выявления способностей.
3 Развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес.
4 Сотрудничество учителя и ребенка.
Педагогическая задача, как учителей, так и самих родителей, состоит в том, чтобы учитывать данные факторы в развитии способностей школьников, и их личности в целом. Развитие школьников носит важный и индивидуальный характер. К каждому нужен свой определённый подход, но не стоит забывать и о том, что довольно много знаний окажутся бесполезными в будущем. Развивайте только то, что действительно может пригодится в дальнейшем.